Кыргызстан: призыв положить конец практике похищения невест

Страница для печати
Action Number: 
39.1
Date: 
7 Nov 2011
Update Date: 
29 Jan 2013
ПОСЛЕДНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ: 

28 ЯНВАРЯ 2013 Г., ПОСЛЕДНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ: Президент Кыргызстана, г-н Алмазбек Атамбаев, официально утвердил закон об увеличении максимального срока тюремного заключения за похищение невест с трех до семи лет, а также до 10 лет тюремного заключения в случаях, когда похищенная невеста моложе 17 лет – этот возраст, согласно законодательству страны, является минимальным допустимым возрастом для вступления в брак. Организация Equality Now приветствует этот важный шаг и выражает благодарность всем тем, кто оказывал поддержку этой кампании. Совместно с нашими партнерами мы продолжим работу по разработке стратегий для обеспечения успешного введения в действие и исполнения нового закона и надлежащей защиты прав женщин.


13 декабря 2012 года Парламент Кыргызстана одобрил законопроект, направленный на ужесточение законодательства в отношении похищений невест. Организация Equality Now приветствует этот шаг и призывает Президента Алмазбека Атамбаева подписать одобренный законопроект, чтобы новый закон окончательно вступил в силу.

Пожалуйста, продолжайте отправлять на имя Президента Атамбаева обращения с призывом подписать законопроект, чтобы обеспечить надлежащее расследование случаев похищений невест и наказание виновных по всей строгости закона. Мы продолжим работу с нашими местными партнерами в регионе с целью обеспечения успешного введения в действие и исполнения закона, направленного на предотвращение дальнейших случаев похищения невест в Кыргызстане.


Согласно информации, предоставленной организации Equality Now Прокуратурой Республики Кыргызстан, Прокуратурой были предприняты шаги, направленные на обеспечение тщательности расследований по заявлениям о случаях похищения невест на территории страны; однако подробной информации в отношении указанных мер и их применения на настоящий момент не предоставлено. Кроме того, в январе 2012 года Парламент Кыргызстана отклонил предложенную на рассмотрение поправку к законодательству, согласно которой предполагалось введение штрафных санкций в отношении исламских клириков, дающих духовное благословение на не зарегистрированные официально браки, в числе которых немало браков, возникающих в результате похищения невест.

В июне 2012 года на рассмотрение был представлен законопроект, направленный на ужесточение законодательных мер в отношении преступления похищения невест; 18 октября 2012 года этот законопроект был одобрен Парламентом Кыргызстана во втором чтении. По результатам консультаций с местными партнерами, организация Equality Now обратилась с посланием к Парламенту Кыргызстана, в котором выражалось одобрение указанного законопроекта и призывы ко всем членам Парламента в отношении использования этой возможности для дальнейшего ужесточения соответствующего законодательства, в том числе, в отношении поправок, предполагающих ответственность лиц, оказывающих пособничество в случаях похищения невест, а также гарантирующих защиту жертв этих преступлений и обеспечение для них доступа к медицинским, социальным и правовым услугам. Мы также обратились к членам Парламента с призывом об обеспечении надлежащего исполнения положений новых более строгих законов и использовании своего положения и влияния в качестве членов Парламента для обеспечения проведения надлежащих расследований и наказания виновных по всей строгости закона, а также о принятии правительством страны мер по повышению уровня информированности населения в рамках всесторонней стратегии по предотвращению дальнейших случаев похищения невест. Мы также выразили поддержку петиции, которая была направлена Парламенту организациями по защите прав женщин Кыргызстана, призывающей к ужесточению законодательства.

В настоящее время нет полной уверенности в том, что законопроект имеет достаточную политическую поддержку для его утверждения, поэтому, мы призываем вас и далее обращаться с посланиями к правительству страны в целях обеспечения принятия законопроекта, направленного на ужесточение законов, преследующих виновных в похищениях невест с тем, чтобы случаи похищения невест расследовались надлежащим образом, и виновные несли наказание по всей строгости закона.


*Имена всех жертв были изменены в целях защиты личности

Kyrgyz Women

Фото предоставлено общественным фондом

«Открытая линия»

В 2009 году, возвращаясь домой после занятий в университете, Уулкан была похищена мужчиной, который хотел на ней жениться, после чего он против ее воли удерживал ее в заточении в своем доме. Когда она попыталась сбежать, родственница «жениха» пригрозила, что на нее ляжет проклятье, если она посмеет переступить за порог их дома. Сейчас Уулкан вынуждена жить со своим похитителем в качестве его жены, отказавшись от мысли о возвращении в университет и возможности работы в будущем по специальности, которую она получила бы в ВУЗе; она полна решимости в будущем не допустить, чтобы ее сыновья похищали для себя невест.

По некоторым оценкам, в Кыргызстане ежегодно происходит от 11,500 до 16,500 случаев похищения невест. Согласно результатам исследования, проведенного в 2010 году общественным фондом «Открытая линия», более 50% из 268 женщин, принявших участие в исследовании, не были знакомы с похитителем до похищения, а в 81% случаев похищение заканчивалось браком. 74,2% женщин, принявших участие в исследовании, подвергались давлению, в том числе угрозам и жестокому обращению, со стороны похитителя и его семьи, удерживавших женщину в заточении против ее воли. 23% женщин подвергались сексуальному насилию до брака. Одна девушка, сумевшая сбежать из места похищения, намеревалась заявить о похищении в милицию, но она была похищена снова и подверглась сексуальному насилию со стороны похитителя, который вынудил ее согласиться на брак.

Культурные устои в стране таковы, что клеймо позора, которое ложится на незамужнюю девушку или женщину, проведшую ночь с мужчиной (даже в случае сексуального насилия над женщиной), настолько велико, что жертвы похищений и их родители вынуждены соглашаться на брак. Мать Айнуры, которая была похищена в 2010 году, сказала ей: «Ты должна остаться с ним, иначе ты навлечешь позор и на меня, и на себя». Зачастую родители похищенных девушек соглашаются принять материальное вознаграждение и подарки от семьи похитителя в обмен на обещание не обращаться в милицию. В результате для многих жертв похищение и принудительный брак становятся невыносимым бременем. Так в 2010 году в Иссык-Кульской области было зафиксировано два трагических случая, когда две молодые женщины покончили жизнь самоубийством после похищения и принудительного брака.

Мужу Азизы удалось похитить ее с третьего раза. Он регулярно подвергал ее сексуальному насилию и избиениям, а также запрещал ей покидать дом и видеться с семьей. В отчаянии готовая на самоубийство, Азиза все-таки сумела сбежать, но ее муж вскоре нашел ее, избил на глазах у всех и оставил обнаженной на улице, пригрозив продать ее в рабство. Сейчас Азиза живет со своей матерью и братом, но в постоянном страхе от того, что бывший муж ее постоянно преследует.

Похищения невест являются одной из форм жестокого обращения в отношении женщин. Это нарушение прав женщин и девушек на физическую неприкосновенность, свободу передвижения и право на защиту от насилия и жестокости, которое ведет к принудительным бракам и зачастую к случаям неоднократного сексуального насилия, принудительного труда и отказа от образовательных и других возможностей.

Статья 13 (4) Конституции Кыргызстана гарантирует гражданам страны, что «мужчины и женщины имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации»; согласно Уголовному кодексу Кыргызстана, принудительное склонение женщины к браку или похищение женщины с целью принудительного брака является преступлением. Подобные преступления влекут за собой наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет (принуждение к вступлению в фактические брачные отношения с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста) Однако представители системы уголовного правосудия, в том числе милиция, прокуроры и судьи, зачастую рассматривают похищение невесты в качестве укоренившейся культурной традиции Кыргызстана, и не обеспечивают соблюдение закона. Активистами движений за защиту прав женщин были выявлены случаи, когда после подачи заявления в милицию ответственные за проведение расследования должностные лица закрывали или откладывали рассмотрение дела в целях предотвращения судебного разбирательства. Жертвы похищений рассказывают о случаях, когда следователи принимали взятки от обвиняемых с тем, чтобы вынудить жертву отказаться от поданного заявления. Под давлением общественных устоев и угроз со стороны похитителя и его семьи многие жертвы боятся обращаться с заявлением о похищении в милицию. Кроме того, в Кыргызстане не существует правительственных программ, нацеленных на распространение информации о законодательстве и ответственности за похищение и предоставление правовых консультаций для жертв похищений. Ситуация стоит особенно остро в сельских регионах, где происходит большинство случаев похищения невест, и где большая часть женщин не знают своих прав или не имеют возможности ими воспользоваться.

В 1997 году Кыргызстан ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (CEDAW)). Статья 5(a) Конвенции CEDAW призывает государства, ратифицировавшие Конвенцию: «изменять социальный и культурный уклад в отношении поведения мужчин и женщин в целях искоренения предрассудков, существующих обычаев и иных практик, основанных на принципе неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипных представлениях относительно традиционных ролей мужчин и женщин». В общей рекомендации № 19 о жестоком обращении в отношении женщин Комитета CEDAW, оценивающего соответствие правительственной политики положениям Конвенции CEDAW, в частности, упоминается принудительный брак и сексуальное насилие: «Нарушение физической и психологической неприкосновенности женщин не позволяет женщинам в полной мере использовать свои неотъемлемые права и свободы». По результатам оценки ситуации в Кыргызстане в 2008 году, Комитет CEDAW выразил серьезную обеспокоенность «существованием практики похищения невест, несмотря на существующие запретительные законодательные нормы» и тем фактом, «что последствием данной практики являются принудительные браки, что противоречит Статье 16 Конвенции».

Согласно Статье 23 Международного пакта о гражданских и политических правах (International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR)), также ратифицированного Кыргызстаном, «не допускается заключение брака при отсутствии полного и добровольного согласия на брак со стороны обоих будущих супругов». В общем комментарии № 28 о равноправии мужчин и женщин Комитет по правам человека определяет право женщин на добровольное и информированное согласие на вступление в брак как составляющий элемент права женщин на равенство.

What You Can Do: 

Пожалуйста, обратитесь с письменным призывом к правительственным должностным лицам Кыргызстана, перечисленным ниже, в целях обеспечения надлежащего расследования случаев похищения невест и привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона, а также для привлечения общественного внимания к проблеме похищения невест и значимости обеспечения равноправия в обществе. Обратитесь к ним с призывом о необходимости ужесточения местного законодательства в отношении похищения невест, в том числе о необходимости законодательного закрепления особой ответственности родственников, участвующих в похищении невест, а также внесения законодательных поправок, гарантирующих жертвам похищений доступ к медицинским, социальным и правовым услугам.

Обращаться к следующим лицам:

Президент Алмазбек Атамбаев
Администрация Президента
Дом правительства
720 003, Бишкек
Кыргызстан
Тел: + (996) 312 63 85 65
Эл. почта: okmotkg@mail.gov.kg

Letters: 

Уважаемый (-ая)

Я обращаюсь к Вам, чтобы выразить благодарность Вашему правительству за последние меры по ужесточению законов в отношении похищения невест, предпринятые в ответ на призывы со стороны местных организаций, деятельность которых направлена на устранение этой преступной практики, нарушающей право женщин, девушек и девочек на физическую неприкосновенность, право на свободу передвижения и право на свободу от насилия.

Нам также известно о других мерах, предпринятых Вашим правительством для решения этой проблемы, и мы призываем Вас сделать все возможное для обеспечения надлежащего расследования случаев похищений невест и наказания виновных по всей строгости закона. Это соответствует положениям Конституции Кыргызстана, гарантирующей равенство полов, и международным обязательствам, взятым на себя Кыргызстаном, в том числе, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women) и Международному пакту о гражданских и политических правах (International Covenant on Civil and Political Rights). Женщины Кыргызстана также решительно выступают в поддержку кампании, направленной на повышение общественной осведомленности в отношении данной проблемы.

Я приветствую политику, проводимую Вашим правительством в целях защиты женщин от преступной практики похищения невест, и призываю Вас продолжить активную деятельность, направленную на полное искоренение этой проблемы, что в результате положит конец страданиям многих тысяч женщин.

С уважением,

Kyrgyzstan: Call to end bride kidnapping

Printer-friendly versionSend to friend
Location: 
Kyrgyzstan
Date: 
7 Nov 2011
Update Date: 
29 Jan 2013
Update: 

Click here to view this in Russian (Нажмите здесь, чтобы посмотреть на русском языке).

JANUARY 28, 2013 UPDATE: The president of Kyrgyzstan, Mr. Almazbek Atambayev, has signed a bill into law to increase the maximum prison sentence for bride kidnapping from three to seven years, and up to 10 years if the kidnapped bride is younger than 17, which is the minimum legal age for marriage. Equality Now welcomes this development, and we thank the many of you who have been supporting this campaign. We will continue to strategize with our partners regarding how to ensure that the law is implemented and that women's rights are properly protected.


DECEMBER 14, 2012 UPDATE:On 13 December 2012, the Kyrgyz Parliament approved a bill aimed at strengthening legislation on bride kidnapping. Equality Now welcomes this development and urges President Almazbek Atambayev to sign the bill so that it can finally become law.

Please continue to write to President Atambayev, asking him to sign the bill and to ensure that cases of bride kidnapping are properly investigated and prosecuted to the full extent of the law. We will continue to work with our partners on the ground to successfully implement the law to prevent bride kidnapping in Kyrgyzstan.


NOVEMBER 16, 2012 UPDATE: Equality Now has been informed by the Kyrgyz Public Prosecutor’s office that it has taken steps aimed at strengthening investigations of allegations of bride kidnapping across the country, although details about these measures and their implementation are currently unclear.  Furthermore, in January 2012 the Kyrgyz parliament rejected a legislative amendment that would have introduced fines for Islamic clerics who bless unofficially registered marriages, which commonly include those resulting from bride kidnapping.

Another bill was introduced in June 2012 which sought to strengthen the law on bride kidnapping and this bill was adopted at second reading by the Kyrgyz Parliament on 18 October 2012.  Upon consultation with local partners, Equality Now sent a letter to the Kyrgyz parliament welcoming this development and urging all members of parliament to take this opportunity to ensure that legislation adequately strengthened, including by amending it to incorporate accomplice liability for those complicit in the kidnapping as well as guaranteed protection of victims and provision of easy access to medical, social and legal services.  We also called on members of parliament to ensure that once stronger legislation has been passed, it is duly implemented, and that they do what they can, in their capacity as members of parliament, to ensure that cases are properly investigated and prosecuted and that the government implements awareness raising in the context of a comprehensive prevention strategy.  At the same time, we expressed our support for a petition sent to parliament by Kyrgyz women’s groups in support of stronger legislation. 


 

Click here to view this action in Russian (Нажмите здесь, чтобы посмотреть на русском языке).

*All names of victims have been changed in order to protect their identities

Kyrgyz Women
Photo courtesy of Open Line

In 2009, on her way home from university, Vulkan was abducted by a man who wanted her for his wife and imprisoned in his house. When she tried to escape, a female relative of the “groom” threatened that she would be cursed if she dared step over the threshold to leave. Vulkan now reluctantly lives with her abductor as his wife, having been forced to give up university and any thought of a job, and is determined never to allow any sons she may have to kidnap a bride.

>> TAKE ACTION NOW!

There are an estimated 11,500-16,500 girls kidnapped to become brides every year in Kyrgyzstan. Research on bride kidnapping carried out in 2010 by women’s NGO Public Foundation Open Line found that over 50% of the 268 women interviewed had never seen their kidnapper prior to the abduction and that 81% of  kidnappings ended in marriage. 74.2% of the women surveyed stated that pressure, including threats and violence, was exerted on them by the kidnapper and his family to force them to stay. 23% of women revealed that they had been raped before marriage. One respondent was determined to report the kidnapping to the police after escaping, but was abducted again and raped by the kidnapper, which forced her to accept the marriage.

Culturally, the stigma attached to an unmarried girl spending a night with a man (whether or not there is rape) is too much for both victims of bride kidnapping and their parents, and many reluctantly agree to the marriage. Ainura, kidnapped in 2010, was told by her mother “you must stay here otherwise you dishonor me and yourself.”  Some parents agree to accept money and gifts from the kidnapper in exchange for a promise not to go to the police. For some victims, the kidnapping and subsequent forced marriage is too much to bear. Tragically, in 2010, two young women committed suicide in Issyk-Kul Province after being kidnapped and forced into marriage.

Aziza’s husband succeeded in his third attempt to kidnap her. He regularly raped and beat her and prevented her from leaving the house or seeing her family. Ready to commit suicide, she finally managed to escape only to be found by her husband who publicly beat her and left her naked in the street, threatening to sell her into slavery. Aziza currently lives with her mother and brother.

Bride kidnapping is a form of violence against women. It violates women and girls’ rights to bodily integrity, freedom of movement and freedom from violence. It leads to forced marriage and often repeated rape, servitude and denial of educational and other opportunities.

Article 13 (4) of Kyrgyzstan’s constitution guarantees that “men and women have equal rights and freedoms and equal opportunities for their realization” and under the Kyrgyz Criminal Code, it is an offense to force a woman into marriage or to kidnap a woman for a marriage against her will. Such crimes can result in up to five years’ imprisonment. However, criminal justice agencies, including the police, prosecutors and judges, often view bride kidnapping as a culturally protected Kyrgyz tradition, and they fail to enforce the law. Women’s rights activists have found that where a complaint is registered with the police, investigating officials have been known to frequently discontinue or delay the process in order to ensure the case does not reach court. Victims have reported that investigators often take bribes from the accused to pressure the victim to withdraw her complaint. Societal pressures and threats from the kidnapper and his family also mean that victims are often too afraid to report a kidnapping. There are no government programs to publicize the law or to provide legal advice to affected women. This is particularly crucial in rural areas where most cases of bride kidnapping occur and where few are aware of or can access their rights.

Kyrgyzstan ratified the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (CEDAW) in 1997. Article 5(a) of CEDAW calls on State parties to: “modify the social and cultural patterns of conduct of men and women, with a view to achieving the elimination of prejudices and customary and all other practices which are based on the idea of the inferiority or the superiority of either sexes or on stereotyped roles for men and women.” In its general recommendation No. 19 on violence against women, the CEDAW Committee, which reviews government compliance with CEDAW, specifically mentioned forced marriage and rape stating that “The effect of such violence on the physical and mental integrity of women is to deny them the equal enjoyment, exercise and knowledge of human rights and fundamental freedoms.”  In its examination of Kyrgyzstan in 2008, the CEDAW Committee expressed its serious concern at the “continuing existence of bride abduction, despite its prohibition in the law” and “that this practice results in forced marriages, in contradiction to Article 16 of the Convention.”

Under the Article 23 of the International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR) to which Kyrgyzstan is also a signatory, “no marriage shall be entered into without the free and full consent of the intending spouses.” The Human Rights Committee, in its general comment No. 28 on equality of rights between men and women, identified women’s right to free and informed consent in marriage as an element of women’s right to equality.

What You Can Do: 

Please write to the Kyrgyz president, calling on him to ensure that cases of bride kidnapping are properly investigated and prosecuted to the full extent of the law and to raise public awareness about the crime of bride kidnapping and the importance of equal rights within society. Request that he strengthen current legislation against bride kidnapping, including accomplice liability for relatives complicit in the kidnapping, and introduce amendments to guarantee protection of victims and provide easy access to medical, social and legal services.

>> TAKE ACTION NOW!

Letters should go to:

President Almazbek Atambayev
Administration of the President
Government House
720003, Bishkek
Kyrgyzstan
Tel: +(996) 312 63 85 65
E-mail: okmotkg@mail.gov.kg

Letters: 

Dear ____ :

I write to you to thank your government for recently strengthening the law against bride kidnapping in support of the call by local groups trying to stop this harmful practice, which violates women and girls’ rights to bodily integrity, freedom of movement and freedom from violence.

I recognise your government has taken other steps also to address this issue and would like to encourage you now to ensure that cases of bride kidnapping are fully investigated and prosecuted to the full extent of the law. This is in keeping with Kyrgyzstan’s own Constitution, which guarantees equality under the law and with its international obligations including under the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women and the International Covenant on Civil and Political Rights. There is also strong support among Kyrgyz women for a public awareness campaign on this issue.

I welcome your government’s leadership in moving to protect women from bride kidnapping and urge you to continue your efforts to make bride kidnapping a thing of the past and so end the suffering of thousands of women.

Respectfully yours,